Представители Донбасской юридической академии приняли участие в республиканском круглом столе, посвященном проблемам и перспективам развития юридических клиник в Республике

Поделиться ссылкой:

Студенты Донбасской юридической академии и руководители Юридической клиники ДЮА приняли активное участие в республиканском круглом столе «Юридическая клиника: проблемы, перспективы, развитие», который был организован кафедрой юриспруденции, экономико-правового факультета Донбасской аграрной академии и состоялся в заочном режиме 17 декабря 2021 года.

Целями круглого стола были обозначены: обмен опытом, знаниями, выработка решений и систематизация актуальных проблем юридической клиники в роли деятельности будущих юристов, в подготовке современного студента, а также установление взаимовыгодного долгосрочного сотрудничества между участниками.

Представители Академии подготовили и направили статьи следующих тематик:

  • Трудности и проблемы внедрения юридического клинического образования в процесс подготовки студентов-юристов.
  • Сущность юридических клиник, их влияние на приобретение студентами практических навыков юридической профессии.
  • Консультирование граждан как одна из форм работы студентов в юридической клинике.

Проведение подобных мероприятий играет важную роль в унификации процесса деятельности юридических клиник в Республике, способствует укреплению их взаимодействия, как с представителями государства, так и с представителями гражданского общества. Донбасская юридическая Академия и юридическая клиника «Центр юридической практики» выражают искреннюю благодарность организаторам круглого стола за оказанную возможность поделиться опытом и обсудить пути дальнейшего развития юридических клиник Республики.

Картамышев А.А.,Николаев А.А. Трудности и проблемы внедрения юридического клинического образования в процесс подготовки студентов-юристов


УДК 34.06

 

Трудности и проблемы внедрения юридического клинического образования в процесс подготовки студентов-юристов

 

Картамышев Александр Александрович, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Донбасская юридическая академия», E-mail: alexanderkart1981@gmail.com

Николаев Александр Анатольевич, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Донбасская юридическая академия», E-mail: nikolaev_alex02@mail.ru

 

Аннотация. В статье рассмотрены основные трудности и проблемы, которые возникают в процессе имплементации юридического клинического образования в общий образовательный процесс учебных заведений, осуществляющих подготовку по направлению «юриспруденция». Определены их типология, причины и последствия развития, данные отдельные рекомендации по устранению. В процессе исследования были использованы методы научного анализа и синтеза, индукции, аналогии и моделирования.

Abstract. The article discusses the main difficulties and problems that arise in the process of implementing legal clinical education in the general educational process of educational institutions that provide training in the field of "jurisprudence". Their typology, causes and consequences of development are determined, and individual recommendations for elimination are given. In the course of the research, methods of scientific analysis and synthesis, induction, analogy and modeling were used.

Ключевые слова: кадровая комплектация, образовательный процесс, практические навыки, проблемы, ресурсы, студент, юридическая клиника, юридическое клиническое образование.

Keywords: staffing, educational process, practical skills, problems, resources, student, legal clinic, legal clinical education.

 

Современное юридическое образование преимущественно основано на классических способах и методиках преподавания: лекции, семинарские занятия, практические занятия на основе стандартных учебных пособий, плановое проведение практик на базе предприятий, учреждений ли различных органов, иногда посещение в ознакомительных целях в период учебного года судов или практических юридических образований. То есть в основном уделяется внимание предоставлению более или менее качественной теоретической подготовки. Освоению практических навыков и умений отводится принципиально меньше времени. Юридическое клиническое образование, получающее в последнее время всё большее распространение в мировой и отечественной практике предоставления услуг по обучению в сфере юриспруденции, призвано устранить данную диспропорцию между теорией и практикой в подготовке студента-правоведа.

История создания и деятельности юридических клиник насчитывает более 100 лет. Первые юридические клиники в отечественной истории появились еще в Российской империи второй половины XIX начала ХХ века. Некоторые ученые во многом справедливо называют Россию родиной данного метода обучения [1]. Тогда же начались исследования в отрасли внедрения подобных методик в процесс подготовки студентов. Одним из родоначальников данного направления считается профессор Казанского университета Д.И. Мейер, который в своей работе «О значении практики в системе современного юридического образования» настаивал на соединении теоретического и практического элементов в обучении юристов [2, с. 16].

Большое развитие юридическое клиническое образование получило в США, где сама правовая система, основанная на значительной роли прецедентного права, диктует применение специфических методик обучения будущих юристов. Одним из первых американских ученых, посвятивших проблеме организации юридических клиник свое внимание, был Д. Франк, который написал в 1933 году заметку «Почему бы не создать клинику для юристов?» [3].

В современной России новый толчок в развитии юридических клиник произошел середине 90-х годов ХХ века, что было обусловлено, в том числе, и переориентацией сферы образования на предоставление платных услуг, а так же подготовку специалистов для коммерческих структур, которые, порой, предъявляют более строгие требования к выпускникам юридических учебных заведений при трудоустройстве. Следствием этого стало принятие Приказа Министерства образования РФ от 30 сентября 1999 г. N 433 «О правовых консультациях («правовых клиниках») для населения на базе вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров», который можно считать первоначальным  нормативно-правовым актом в современной российской правовой действительности, обусловившим  создание многих юридических клиник в современной России [4].

Начало ХХI века, в свою очередь, благодаря развитию цифровых технологий коммуникации, способствовало сближению юридических клиник как в пределах одного государства, так и на межгосударственном уровне. Юридическое клиническое образование стало унифицироваться, происходит его стандартизация, создаются ассоциации и центры содействия юридическим клиникам.

При этом, внедрение юридического клинического образования сопровождается рядом трудностей и проблем, обусловленных техническими, субъективными и объективными причинами.

Цель исследования – изучение проблемных аспектов внедрения юридического клинического образования, поиск единых путей их преодоления для унификации деятельности юридических клиник.

Проблематика внедрения юридического клинического образования довольно разнообразна. Это связано как особенностями правовых систем в том либо ином государстве, так и со спецификой организации учебного процесса. В целом данные проблемы можно разделить на следующие блоки:

1. Интеграция юридических клиник в общий образовательный процесс учебных заведений.

Ряд специалистов в сфере юридического клинического образования озвучивают опасения того, что юридические клиники могут стать «изолированными форпостами юридических школ» [5], а не будут вовлечены в их основную деятельность по обучению будущих специалистов в сфере юриспруденции. Стоит признать, что эти опасения оправданы. Нередко юридические клиники на базе учебных заведений создают «как дань современной моде». Внедрению юридического клинического образования в общий образовательный процесс руководством учебных заведений внимания не уделяется. Клиники выполняют «декоративную роль», существуя номинально, теряя свой образовательный аспект деятельности. Кроме того, в таком случае студенты воспринимают свое участие в деятельности юридических клиник как интересное развлечение, оторванное от остальной части их юридического обучения. Чтобы избежать этого, важно провести четкую связь между курсами материального права и работой, выполняемой в клинике. Например, юридические проблемы и вопросы, которые изучаются в клинике с целью предоставления по ним консультаций, могут быть повторно рассмотрены в рамках юридических курсов по изучению той или иной отрасли правовых знаний, по ним могут быть проведены исследования, их можно включить в методические материалы. Желательно широкое привлечение научно-преподавательского состава учебных заведений к деятельности юридических клиник.

Существует опасность того, что отсутствие должного внимания к внедрению полноценного юридического клинического образования может привести к маргинализации работы юридической клиники. В таком случае клиника рассматривается лишь как просто пункт бесплатной правовой помощи для определенной категории общества. Она, выполняя общественно-социальную роль, вновь теряет образовательное направление своей деятельности. В худшем случае это может привести к тому, что несколько сотрудников учебного заведения, которые задействованы в организации работы юридической клиники, «оставят в покое» для наблюдения за постоянно растущей нагрузкой в виде обращений граждан, и контроля участия небольшой группы студентов. В этой ситуации стоит помнить, что необходимость обучения практическим навыкам на основе практической деятельность, должна быть подкреплена пониманием теоретической основы образования, что имеет решающее значение для способности юридической школы интегрировать клиническую работу.

Но, несмотря на указанное выше, по данной проблематике, готового единого решения проблемы интеграции на данный момент не существует.

2. Проблема кадровой комплектации и ресурсного обеспечения.

В настоящее время в ряде университетов имеется штат сотрудников, квалифицированных для работы и предоставления консультаций по клиническим вопросам, но это не аксиома и не имеет повсеместного распространения. Нередки случаи, когда к выполнению функций юридического клинического менеджмента и обучению в рамках юридической клиники привлекаются штатные представители научно-педагогического состава учебных заведений. Это может быть причиной недовольства для традиционных ученых, которые в меньшей степени участвуют в обучении практическим навыкам, освоение которых – одна из исходных целей создания клиники. В свою очередь, хотя обучение в больших группах может быть частью деятельности клинических преподавателей, в конечном счете, они несут ответственность за ряд случаев, каждый из которых требует индивидуального внимания. Студенты, в свою очередь, должны находиться под индивидуальным наблюдением и получать обширную обратную связь для достижения образовательных целей. Полноценное материально-техническое оснащение помещения юридической клиники, ее приемных комнат так же имеет важное значение. Поэтому при организации деятельности клиники учебному заведению необходимо выделить дополнительные материальные и кадровые ресурсы для осуществления обучения и управления клиникой.

Особенно ограниченность ресурсов может проявиться, если клиника придерживается политики «открытых дверей» и пытается справиться со всеми обращениями, которые поступают от граждан.

Безусловно, бесплатный юридический консультационный центр очень быстро может оказаться переполнен неудовлетворенными запросами об оказании юридической помощи. В этом случае моральное состояние сотрудников, так и студентов может серьезно пострадать от давления, создаваемого большой нагрузкой. Поэтому менеджерам клиники, как правило, необходимо каким-то образом ограничить объем поступающих обращений исходя из ее реальных возможностей. Например, отказ от рассмотрения уголовно-правовых и смежных с ними вопросов, отказ представительства интересов, то есть оказание лишь первичной бесплатной правовой помощи. Аналогичным образом, руководителям клиники, возможно, потребуется обеспечить, чтобы она меньше занималась обычными спорами, а вместо этого сосредотачивалась на делах, которые затрагивают более широкие принципиальные вопросы и которые являются лучшими средствами для достижения образовательных целей клиники. Например, принятие проекта в области публичного права может быть предпочтительнее серии мелких споров с потребителями.

Другим аспектом проблемы кадрового и ресурсного обеспечения является количество студентов, которые могут быть приняты в рамках программы клинического образования. Возможность участвовать в практике и иметь дело с реальными клиентами делает работу в клинике чрезвычайно популярным вариантом для студентов. Поэтому обычно бывает так, что количество студентов, допущенных к курсу, должно быть ограничено.

То, как это должно быть сделано, может спровоцировать спор: следует ли устанавливать ограничения с помощью системы оценивания знаний и личностных качеств и умений?. Студенты могут быть огорчены, обнаружив не только то, что курсы, проводимые в юридическом учебном заведении, доступны не всем студентам все время, но и то, что некоторые из них никогда не доступны, кроме как для немногих избранных.

3. Трудности в контроле и оценивании деятельности студентов-клиницистов.

Достижение правильного баланса между контролем над деятельностью студента в клинике и предоставлением ему права самостоятельного принятия решения, способствующего развитию аналогичного практичного навыка, может быть трудным. С одной стороны, студент учится лучше всего, если будет как можно более лояльный контроль над выполняемым им делом, чтобы было место для ошибок, чтобы оценить, как что-то можно сделать по-другому, и соответственно изменить практику или поведение. В таких условиях через принцип «обучения на своих ошибках» происходит ускоренное освоение практических навыков. С другой стороны, очевидная опасность заключается в том, что студенту будет предоставлено слишком много свободы, и это может привести к плохому или даже небрежному обслуживанию клиента. Поэтому важно, чтобы система надзора и контроля включала проверки качества выполняемой работы, например, утверждение всех разосланных писем, запись определенных интервью, проверку записей в файлах и изучение рабочих дневников. Также крайне важно, чтобы руководитель получил достаточные знания о том, что сделал студент, чтобы обеспечить эффективную обратную связь и гарантировать, что клиническая работа является частью образовательного процесса по обучению навыкам.

Еще одна причина для обеспечения надлежащего уровня контроля заключается в том, чтобы юридическая школа могла дать официальную оценку работе студента. Очевидно, что традиционный экзамен является особенно неподходящим методом работы в юридической клинике. Вместо этого используются курсовая или отчетная работа и некоторая форма непрерывной оценки. Если они хорошо методически разработаны, то могут стать важным элементом процесса обучения и могут обеспечить четкие цели, которые необходимо достичь. В свою очередь, полное отсутствие оценки ведет к тому, что и учебное заведение, и студенты будут относиться к клинической работе как к менее важной. Тогда будет гораздо сложнее достичь образовательных целей.

4. Проблема конфликта интересов клиента и графика образовательного процесса.

Несмотря на то, что юридическая клиника является образованием, предоставляющим услуги по правовому консультированию определенным категориям населения, она все же тесно интегрирована с графиком учебного процесса. То есть график ее работы может быть тесно связан с сессионным периодом, плановыми и внеплановыми каникулами, официальными праздничными и выходными днями, когда основной персонал клиники, предоставляющий консультации (студенты), может быть недоступен. В таком случае это стоит четко и понятно указывать в правилах работы юридической клиники и приема граждан, которые должны быть в общей доступности для широких масс. При этом, ранее принятые обращения, безусловно должны быть доведены до логического завершения.

5. Взаимоотношения с местными юристами-практиками.

Некоторые могут опасаться, что юридическая клиника, предлагающая бесплатную юридическую работу, нарушит взаимоотношения учебного заведения с местными практикующими юристами, создав им определенную конкуренцию и обеспечив «отток» клиентов. Однако, это довольно ошибочное мнение. Юристы практики, осуществляющие свою деятельность в коммерческих интересах, безусловно заинтересованы получать прибыль от предоставляемых услуг. В тоже время юридические клиники обеспечивают интересы в юридических услугах тех слоев населения, которые по ряду причин не способны воспользоваться аналогичными платными услугами. Кроме того, очень часто клиники предоставляют услуги лишь по первичной правовой помощи, вторичная же остается в ведении профессиональных юридических объединений и адвокатов. Более того, взаимодействие юридических клиник и юристов практиков способствует определенному уменьшению социальной нагрузки для последних.

Трудности и проблемы, с которыми сталкиваются учебные заведения, предоставляющие услуги по образованию в сфере юриспруденции, связаны с тем, что юридическое клиническое образование является относительно новым методом освоения практических навыков и умений в процессе подготовки будущих юристов. При этом их анализ и изучение с целью поиска оптимальных единых путей решения будет способствовать унификации процесса создания и функционирования юридических клиник, даст возможность стандартизировать их деятельность, а так же позволит обеспечить гармонизированное внедрение юридического клинического образования в общий образовательный процесс.

 

Список использованной литературы:

 

1. Захаров В.В. Юридические клиники в России / В.В. Захаров // Профессиональные навыки юриста: Опыт  практического обучения. – М., 2001. – С. 37–52.

2. Мейер Д.И. О значении практики в системе современного юридического образования. / Д.И. Мейр. –  Казань, 1855. – 50 с. 

3. Зарубежный опыт организации клинического юридического образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-organizatsii-klinicheskogo-yuridicheskogo-obrazovaniya (дата обращения 10.12.2021).

4. Приказ Министерства образования РФ от 30 сентября 1999 г. № 433 «О правовых консультациях («правовых клиниках») [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/1581732/#friends (дата обращения 10.12.2021).

5. Юридическое клиническое образование в России: традиции и современное состояние [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/yuridicheskoeklinicheskoeobrazovanie-v-rossii-traditsii-i-sovremennoe-sostoyanie (дата обращения 10.12.2021).

 

Сведения об авторе: Картамышев Александр Александрович, преподаватель кафедры административного и финансового права, исполнительный председатель юридической клиники «Центр юридической практики» ГОУ ВПО «Донбасская юридическая академия», +380713399401, alexanderkart1981@gmail.com, 283048, ДНР, г. Донецк, ул. Университетская, 82

Сведения об авторе: Николаев Александр Анатольевич, кандидат юридических наук, доцент, декан факультета юриспруденции, доцент кафедры административного и финансового права, председатель юридической клиники «Центр юридической практики» ГОУ ВПО «Донбасская юридическая академия», +380713399401, alexanderkart1981@gmail.com, 283048, ДНР, г. Донецк, ул. Университетская, 82

Раздел: Управление социально-экономическими системами и процессами. Проблемы юридического образования.


Водяницкая В.С.,Картамышев А.А. Сущность юридических клиник, их влияние на приобретение студентами практических навыков юридической профессии


УДК 34.06

 

СУЩНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ КЛИНИК, ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ СТУДЕНТАМИ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

 

Водяницкая Виктория Сергеевна, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Донбасская юридическая академия», г Донецк, ДНР E-mail: 13vika.com@gmail.com

Картамышев Александр Александрович, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Донбасская юридическая академия», E-mail: alexanderkart1981@gmail.com

 

Аннотация. В статье анализируется основные аспекты деятельности юридических клиник, акцентируется внимание на социальной и учебно-практической составляющих их сущности, уделяется внимание влиянию работы студента в юридической клинике на освоение им практических навыков и умений. При написании использованы такие методы как: анализ, синтез, дедукция.

Abstract. The article analyzes the main aspects of the activities of legal clinics, focuses on the social and educational-practical components of their essence, pays attention to the influence of a student's work in a legal clinic on the development of practical skills and abilities. When writing, such methods as: analysis, synthesis, deduction are used.

Ключевые слова: клиент, помощь, практические навыки, юридическая клиника, юридические консультации, студенты.

Key words: client, assistance, practical skills, legal clinic, legal advice, students.

 

Юридические клиники – это учебно-практические объединения юристов-практиков, представителей научно-преподавательского состава учебных заведений, выпускников и студентов юридических учебных заведений, целью которых является предоставление малоимущим гражданам бесплатной правовой помощи. Для Донецкой Народной Республики они достаточно новое явление, которое появилось в ее правоприменительной и образовательной сферах лишь несколько лет назад.

На сeгодняшний день юридическая клиника – один из немногих  институтов в профессиональном юридическом образовании, который формирует у студента профeссиональныe навыки будущего юриста. Особенность юридической клиники заключается в  том, что она позволяет  студентам осмыслить социальную роль юриста, помогает овладеть  профессиональной этикой, а также получить опыт работы с социально нeзащищeнными людьми, тем самым формируя личность будущего юриста [6].

Формирование профессионализма юристов в учебном заведении является решающим фактором в обучении и воспитании поколения, которое должно жить и трудиться в правовом  государстве. Это означает, что юрист все больше становится объектом пристального внимания общества, благу которого он призван отдавать свои  знания и силы. Широкий спектр профессиональных дисциплин представляет отличительную  особенность юридической образовательной  программы,  направленной на обеспечение специальной предметной компетентности в конкретной сфере профессиональной деятельности. В контексте  решения  поставленных пeрeд высшей школой зaдaч aктуaлизируeтся проблeмa формирования отвeтствeнного отношения студeнтов-юристов к профeссионaльной дeятeльности, восполнeниe нeдостaточности  прaктичeской ориeнтировaнности нa всeх стaдиях учeбного процeсса [3].

Цель данной работы – изучить сущность юридических клиник и проанализировать их влияние на процесс овладения практическими навыками и умениями студентами.

Понятие «юридическая клиника» можно рассматривать и как программу подготовки социально ориентированных юристов на базе учебных заведений, и как определенное юридическое образование, создаваемое как самостоятельное юридическое лицо или структурное подразделение при вузах. Представляется, что это одно и то же, две стороны одной категории, поскольку юридическая клиника как юридическое лицо предназначена для претворения в жизнь программы подготовки юристов, владеющих навыками практической деятельности. По сути, это образовательные программы, в рамках которых студенты – будущие юристы безвозмездно оказывают юридическую помощь, ведут прием граждан, дают бесплатные юридические консультации тем, кто не может заплатить за услуги адвокатов [5].

Содержание и сущность юридической клиники раскрываются в двух основных аспектах ее деятельности - социальном и учебно-практическом.

Первый касается непосредственно "клиентов", то есть тех лиц, которые пользуются услугами "юридических клиник". Это наиболее уязвимые группы общества – малообеспеченные граждане, инвалиды, пенсионеры, которые не имеют возможности защитить себя в правовом поле. Современная экономическая ситуация способствует росту числа социально незащищенных категорий населения, а отношения с государственными органами очень часто требуют всевозможных письменных обращений, оплата которых становится довольно обременительным вопросом для личного бюджета таких граждан. Одновременно, постепенное развитие республиканской нормативно-правовой базы и конкретные условия социального развития нашего государства постепенно формируют собственные стандарты предоставления услуг населению в сфере юриспруденции. Поэтому бесплатная правовая помощь студентами и молодыми выпускниками учебных заведений направлена на реализацию конституционного принципа равенства граждан в защите своих прав.

Второй аспект – преподаватели-юристы, юристы-практики и консультанты-студенты учебных заведений, осуществляющих подготовку по направлению «Юриспруденция». Он заключается во внедрении в образовательный процесс элементов практической деятельности юриста, что способствует совершенствованию методик подготовки будущих юристов, обогащая их знаниями о правоприменении и практическими навыками. При этом, нередко руководство учебных заведений не всегда и не полностью осознает принципы и ценность деятельности «клиники», как социальную, так и учебную. Ввиду чего, сегодня во многих профильных учебных учреждениях высшего и среднего профессионального образования республики готовят юристов, но они получают совсем не тот объем знаний и практических умений, который нужен, чтобы студент начал осуществлять консультации граждан в "юридической клинике".

Работа юридических клиник хорошо влияет и на профессиональный рост студентов-консультантов. После получения теоретической базы перед студентами ставится задача применить накопленные знания на практике. Чему способствует внедрение методик юридического клинического обучения.

Ввиду того, что деятельность юридических клиник является новаторской для сферы образования Республики, возникает ряд технических вопросов при организации работы подобных учебно-практических формирований на базе учебных учреждений среди которых можно выделить следующие:

1) Кого именно из студентов привлекать к работе в юридической клинике?

Участником юридической клиники может стать любой инициативный, эрудированный студент. Принимать в ряды членов клиники необходимо хотя бы со второго курса обучения (однако, это не аксиома), так как в этот период студенты начинают изучать различные отрасли права и могут оказывать теоретическую юридическую помощь, принимать участие в конференциях, в написаниях статей, и им необходимо присутствовать при консультировании клиентов в качестве наблюдателя, на собраниях при обсуждении проблемных вопросов по делам клиентов. Все это даст возможность ознакомиться со спецификой работы и, начиная уже с третьего курса студенты смогут предоставлять самостоятельные, качественные консультации. Что очень важно, так как один качественный ответ может привлечь новых клиентов, повысить авторитет студентов, юридической клиники и учебного заведения в целом.

2) Что необходимо в техническом плане сделать студенту для того, чтобы стать участником юридической клиники?

В данном случае, каждая юридическая клиника может вырабатывать свою практику кадрового менеджмента. Например, для вступления в клинику, может потребоваться заполнить анкету, в которой будут запрошены следующее данные студента: фамилия, имя, отчество, телефон, по которому можно связаться со студентом, отрасль права в которой студент наиболее компетентен и хотел бы в дальнейшем связать с ней свою работу.

Может быть предусмотрена необходимость сдать тесты, которые позволят определить уровень подготовленности студента. при этом тесты должны содержать вопросы из различных отраслей права. При условии успешной сдачи тестов студенты принимаются в ряды клиницистов.

 Студент должен знать, что время, проведенное в юридической клинике, не будет потрачено зря, а наоборот увеличит его шансы в дальнейшем трудоустройстве. И это должно быть одной из главных мотиваций [4]. Для этого учебному заведению необходимо наладить связи с различными предприятиями, учреждениями, государственными и органами местного самоуправления, которые бы признавали факт работы студента в юридической клинике во время обучения как подтверждение дополнительной практической подготовки и которые бы благодаря этому были бы готовы впоследствии принять этого студента в качестве работника.

Работа в юридической клинике должна способствовать овладению студентом определенными навыками юридической профессии и представлением о том, в чем нуждаются люди, обращающиеся за юридической помощью, и как можно защитить их права, опираясь на закон. Их работа должна контролироваться преподавателями, имеющими определенный опыт в практическом применении права,  они помогают студентам получить практический опыт, курируют их и обеспечивают качественное консультирование клиентов.

Итогом деятельности студента в юридической клинике может быть вручение ему какого-либо подтверждающего проделанную работу и приобретенные навыки документа (диплом, аттестат, сертификат и тому подобное). Данный документ повысит возможности студента трудоустроиться.

Таким образом, участие студентов в деятельности юридической клиники в период обучения в образовательном учреждении позволяет им  овладеть умениями юриста-практика, приобрести навыки общения с гражданами и правоприменения, что повышает их конкурентоспособность на рынке труда. А работа непосредственно юридических клиник позволяет не только совершенствовать сферу подготовки специалистов в сфере юриспруденции, но и содействует решению важных социальных и государственных вопросов по обеспечению равного доступа к правовой помощи всеми представителями общества.

 

Список использованной литературы:

 

1. Бугаренко А.И. Бесплатная юридическая помощь в некоторых зарубежных странах / А.И.  Бугаренко // Адвокатская практика. – 2010. – № 5. – С. 43-46.

2. Бугаренко А.И. К вопросу об истории права на бесплатную юридическую помощь в России / А.И.  Бугаренко // Адвокатская практика. – 2011. – № 1. – С. 43.

3. Гайтова Л.Х.-М. Формирование профессионализма в юридической клинике вуза и его социальная ценность / Л.Х.-М. Гайтова // Право и образование. – 2014. – N 2. – С. 68–71.

4. К вопросу о роли юридической клиники в деятельности будущих юристов [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-roli-yuridicheskoy-kliniki-v-deyatelnosti-buduschih-yuristov (дата обращения 10.12.2021).

5. Организационно-правовые вопросы деятельности студенческой юридической клиники [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pravovye-voprosy-deyatelnosti-studencheskoy-yuridicheskoy-kliniki (дата обращения 10.12.2021).

6. Юридическая клиника: теория и практика / под общ. ред. Поляков М.Б. – М.: ООО "Адвансед Солюшнз", 2010. – 60 c.

 

Сведения об авторе: Водяницкая Виктория Сергеевна, студентка 3 курса факультета государственного и международного права, консультант юридической клиники «Центр юридической практики» ГОУ ВПО «Донбасская юридическая академия», +380713557164, 13vika.com@gmail.com, 283048, ДНР, г. Донецк, ул. Университетская, 82.

Сведения об авторе: Картамышев Александр Александрович, преподаватель кафедры административного и финансового права, исполнительный председатель юридической клиники «Центр юридической практики» ГОУ ВПО «Донбасская юридическая академия», +380713399401, alexanderkart1981@gmail.com, 283048, ДНР, г. Донецк, ул. Университетская, 82.

Раздел: Управление социально-экономическими системами и процессами. Проблемы юридического образования.


Мищенко А.С.,Картамышев А.А. Консультирование граждан как одна из форм работы студентов в юридической клинике

УДК 34.06

 

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ГРАЖДАН КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ЮРИДИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ

 

Мищенко Алёна Сергеевна, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Донбасская юридическая академия», E-mail: alenamisenko18@gmail.com

Картамышев Александр Александрович, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Донбасская юридическая академия», E-mail: alexanderkart1981@gmail.com

 

Аннотация. В статье рассмотрены основы консультирования граждан как одной из форм работы студентов-правоведов, принимающих участие в деятельности юридических клиник, обозначены его цели, вырабатываемые навыки, технологические этапы. При написании использованы следующие метода научного познания: сбор и анализ данных; индукция; дедукция; восхождение от абстрактного к конкретному (как теоретический научный метод).

Abstract. The article considers the basics of citizens' counseling as one of the forms of work of law students participating in the activities of legal clinics, its goals, skills developed, technological stages are outlined. When writing, the following methods of scientific cognition were used: data collection and analysis; induction; deduction; ascent from the abstract to the concrete (as a theoretical scientific method).

Ключевые слова: консультация, профессиональная подготовка, проблемы клиента, типология клиентов, клиент, юридическая клиника.

Key words: consultation, professional training, client problems, client typology, client, legal clinic.

 

Студенты учебных заведений, обучающиеся по направлению подготовки «Юриспруденция», в равном количестве должны получать не только достаточный объем теоретических знаний, но и осваивать практические навыки, получая опыт организации работы юриста-практика. Особенно это касается взаимодействия юриста с гражданами, обращающимися к нему за оказанием юридической помощи. Решением данной образовательной проблемы для учебных заведений, может стать создание и деятельность на их базе юридических клиник.

Выступая в роли консультантов юридической клиники, студенты вступают во взаимодействие с населением и непосредственно принимают участие в реализации «живого права». При этом, одной из форм работы в юридической клинике, которая дает возможность заблаговременно прочувствовать специфику профессии юриста, научиться речевому этикету и освоить навыки реализации теоретических знаний в практической ситуации, является консультирование граждан по вопросам их жизненных правовых проблем и ситуаций..

Цель работы заключается в анализе консультирования как одной из форм работы студентов в юридической клинике, выяснении его функциональных особенностей процесса и значения в процессе практической подготовки.

Несмотря на то, что предоставление различных консультаций и разъяснений законодательства является неотъемлемой частью деятельности любого юриста, независимо от сферы его профессиональных занятий и должности, студенту, который только начинает освоение юридической профессии, не всегда хватает информации по вопросам осуществления такой деятельности, которая поступает при изучении теоретических курсов в процессе обучения. Это, в свою очередь, влечет необходимость практического применения знаний и приобретению умений предоставлять консультации.

Сущность консультирования состоит в том, чтобы доступно и понятно изложить юридические тонкости применения тех либо иных норм права в конкретной жизненной ситуации с целью решения возникшей правовой проблемы или достижения желаемого правового результата и эффекта. Очень часто, данные тонкости необходимо объяснить человеку, который сам не является специалистом в области права или же обладает лишь начальными, «поверхностными» знаниями.

Говоря о консультировании, нередко различают разовую консультацию, когда проблема клиента допускается во время одной встречи с консультантом; и консультацию с перспективой ведения дела клиента, в том числе судебного разбирательства [2]. Но, одновременно, подобная дифференциация не влияет на постановку целей данного правоприменительного действия.

Цели консультирования для обоих его видов остаются едиными и заключаются в:

предоставлении клиенту исчерпывающей правовой информации по интересующему вопросу; выявлении и объяснении клиенту всех возможных путей и способов решения его проблемы; разъяснении вероятных последствиях каждого решения; помощи клиенту в выборе наиболее оптимального решения; оказании юридической помощи в исполнении решения (при представительстве интересов клиента в судах и государственных органах).

Практические мероприятия по консультированию клиента требуют наличия таких навыков, как:

анализ актуальной информации с целью выделения в ней юридически значимой, умение отличить основную от вторичной; ориентация в нормативном материале и способность находить правовую основу для предоставления консультаций и решения проблемы; определение альтернативы действиям клиента для достижения его в конкретной ситуации цели; чёткость, понятность и доступность разъяснения клиенту юридической стороны его проблемы и возможных путей решения; прогнозирование последствий действий клиента, в том числе не только юридических, но и иного характера, как положительных, так и отрицательных (не менее важно уметь прогнозировать последствия своих консультаций в случае правильного или неправильного восприятия их клиентом) [3].

Сам процесс консультирования, выбор его способов и методов изложения информации во многом зависит от личностных качеств клиента. В этом контексте может рассматриваться условная типология клиентов.

Клиент может вести себя как «играющий ребенок», когда он заранее верит консультанту, готов делать все, что ему говорят. Иной тип клиентов требуют выполнения своих условий и достижения желаемого ими результата, несмотря на возможное отсутствие правовых оснований для этого, а так же на любые разъяснения и просьбы консультанта. Его рекомендации, в данном случае, как бы «разбиваются» о «крутой нрав» клиента. Не менее сложны в работе и клиенты – «закрытые двери»: они обладают информацией о реальных обстоятельствах, но не спешат делиться ею с консультантом, отдавать её небольшими порциями, а консультант не до конца уверен, сказал ли клиент ему все, что ему нужно, или сказал самое главное.

Самый идеальный вариант – когда клиент становится «сотрудником» консультанта. Поэтому коммуникативная задача консультанта при консультировании – превратить любого клиента в «сотрудника» [1].

С технологической точки зрения процесс консультирования можно разделить на ряд этапов:

1. Подготовка к консультации (предполагает анализ фактов, сообщенных клиентом, а так же нормативной базы, необходимой для решения его проблем).

2. Встреча с клиентом для дачи совета и рекомендации (важна для правильного выбора методов консультирования; в процессе интервьюирования консультант уже получил достаточное представление о типе клиента, но могут понадобиться дополнительные данные, в том числе о личности клиента; так же если предложения консультанта не устраивают клиента, можно обсудить эти разногласия и уточнить цель и задачи встречи).

3. Разъяснение клиенту возможных вариантов решения его ситуации и анализ возможных последствий каждого из них (как правило, на этом этапе клиент пассивен и слушает монолог консультанта и так далее).

4. Помощь клиенту в выборе оптимального решения (может стать заключительным этапом консультации; на этом этапе консультант старается  помочь клиенту сделать выбор окончательного решения его правовой проблемы, а для этого у него есть два средства: уточнение правовых норм и прогноз возможных результатов; консультанту необходимо привести клиента к осознанному выбору, если решение будет принято клиентом как личное, он сможет более последовательно и настойчиво превращать его в жизнь, а также или способствовать тому, чтобы этот консультант представлял его интересы).

5. Определение стратегии и тактики реализации решения становится заключительным этапом для текущей работы с клиентом, когда консультант входит в процесс непосредственного разрешения ситуации и начинает представлять интересы клиента [4].

Дальнейшая работа заключается в обсуждении конкретных действий по каждому из вариантов выбранных клиентом. Эта работа может потребовать новых встреч с клиентом. Она предполагает возможность получения новой или дополнительной информации и корректировки позиций, новых объяснений клиенту.

Консультирование будет тем успешнее, чем внимательнее и убедительнее будет консультант. Это требует откровенности с клиентом и, в то же время, определенной дистанции, которая позволит им обоим искать выход из проблемы совместными усилиями и обеспечить решение, которое максимально отвечает целям и интересам клиента.

Таким образом, подводя итоги сказанного, отметим, что консультирование граждан студентами юридической клиники дает не только важный социальный результат, заключающийся в оказании юридической помощи тем категориям граждан, которые оказались в сложных жизненных ситуациях, позволяет реализовать гуманитарную функцию взаимодействия учебных заведений, осуществляющих подготовку будущих юристов, и социума, но и является значимой формой в учебно-практической сфере подготовки студентов-правоведов. Оно позволяет комплексно вырабатывать коммуникационные, аналитические и правоприменительные навыки, умения реализовывать полученные теоретические знания в сфере юриспруденции на практике.

 

Список используемой литературы:

 

1. Бурковская М.О. Учебное пособие по интервьюированию (опросу) клиента: руководство для студентов / М.О. Бурковская, Г.А. Егошина, М.И. Суслопарова. – М.: Статут, 2001. – 102 с.

2  Клиническое юридическое образование [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/klinicheskoe-yuridicheskoe-obrazovanie (дата обращения 10.12.2021).

3. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. / Р. Нельсон-Джоунс – СПб.: Питер, 2000. – 464 с.

4.  Юридическая клиника: теория, методика, практика: учебное пособие [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/10142 (дата обращения 10.12.2021).

 

Сведения об авторе: Мищенко Алёна Сергеевна, студентка 1 курса факультета юриспруденции, слушатель юридической клиники «Центр юридической практики» ГОУ ВПО «Донбасская юридическая академия», +380713815123, alenamisenko18@gmail.com, 283048, ДНР, г. Донецк, ул. Университетская, 82.

Сведения об авторе: Картамышев Александр Александрович, преподаватель кафедры административного и финансового права, исполнительный председатель юридической клиники «Центр юридической практики» ГОУ ВПО «Донбасская юридическая академия», +380713399401, alexanderkart1981@gmail.com, 283048, ДНР, г. Донецк, ул. Университетская, 82.

Раздел: Управление социально-экономическими системами и процессами. Проблемы юридического образования.


 

Юридическая клиника «Центр юридической практики» Донбасской юридической академии.

Категории: