Правопросветительская работа

Поделиться ссылкой:

Противодействие экстремизму



Противодействие терроризму



Об особенностях применения трудового законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области
О НАЛОГАХ И СБОРАХ НА ТЕРРИТОРИЯХ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ, ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ, ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ, ХЕРСОНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2023 ГОДУ

Материал посвящен Всероссийскому Дню правовой помощи детям 19 ноября 2021 года

Права детей согласно законодательству ДНР

Въезд/выезд ДНР

В ДНР произошли изменения в квалификации хулиганства

Что такое административное взыскание


Административное взыскание – мера ответственности, применяется с целью воспитания лица, совершившего административное правонарушение.

При этом, административным правонарушением (проступком) признается посягающее на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законом предусмотрена административная ответственность.

На основании Постановления Совета Министров ДНР от 27 февраля 2015 г. № 2-22 «О временном порядке применения на территории Донецкой Народной Республики Кодекса Украины об административных правонарушениях» на данный момент в Республике применяется Кодекс Украины об административных правонарушениях, введенный в действие Постановлением Верховного Совета Украинской ССР от 07.12.1984 г. № 8074-10, с изменениями и дополнениями, вступившими в силу от 19.11.2013 г. (основание – Закон Украины 693 -VII от 19.11.2013 г.).

Согласно статьи 24 указанного кодекса, за совершение административных правонарушений в ДНР могут применяться такие административные взыскания:

1) предупреждение;

2) штраф;

3) возмездное изъятие предмета, который стал орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

4) конфискация: предмета, который стал орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; денег, полученных вследствие совершения административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты);

5-1) общественные работы;

6) исправительные работы;

7) административный арест.

При этом в данной статье так же указано, что законами ДНР могут быть установлены и иные, кроме указанных, виды административных взысканий. А для иностранцев и лиц без гражданства за совершение административных правонарушений, грубо нарушающих правопорядок, может быть предусмотрено административное выдворение за пределы государства.

За совершение административных правонарушений к несовершеннолетним в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет согласно со статьей 24-1 «Меры воздействия, применяемые к несовершеннолетним» Кодекса могут быть применены следующие меры воздействия:

1) обязательства публично или в иной форме попросить извинение у потерпевшего;

2) предупреждение;

3) выговор или строгий выговор;

4) передача несовершеннолетнего под надзор родителям или лицам, их заменяющим, или под надзор педагогическому или трудовому коллективу с их согласия, а также отдельным гражданам по их просьбе.

Статья 33 Кодекса предусматривает общие правила наложения взыскания за административное правонарушение, а именно:

- взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных настоящим Кодексом и другими законами ДНР;

- при наложении взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за административное правонарушение (статья 34), признаются:

1) искреннее раскаяние виновного;

2) предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;

3) совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения или при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

4) совершение правонарушения несовершеннолетним;

5) совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, которая имеет ребенка возрастом до одного года.

Важно помнить, что законами ДНР могут быть предусмотрены и другие обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение. Орган (должностное лицо), решающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законе.

Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение (статья 35), признаются:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требования уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; совершение правонарушения лицом, которое ранее совершило уголовное преступление;

3) вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

4) совершение правонарушения группой лиц;

5) совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение правонарушения в состоянии опьянения (орган (должностное лицо), налагающий административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим).

Перечень отягчающих обстоятельств исчерпывающий и не может быть расширен.

 

Консультация подготовлена коллективом юридической клиники ДЮА «Центр юридической практики»

Обмен ранее приобретенного товара


Основополагающим нормативным актом в сфере защиты прав потребителей в Донецкой Народной Республике является Закон ДНР № 53-IHC от 05.06.2015 «О защите прав потребителей». Данный акт регулирует отношения между потребителями товаров (работ, услуг) и изготовителями, исполнителями, продавцами разных форм собственности, устанавливает права потребителей и определяет механизм реализации государственной защиты их прав, позволяя гражданам добиваться своих справедливых требований как в судебных, так и в специальных государственных органах.

Статья 9 данного Закона называется «Права потребителя при приобретении товара надлежащего качества». Согласно положениям этой нормы, потребитель, который приобрел товар, но, по каким-либо причинам, он имеет следующие права:

- обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный у продавца, у которого он был приобретен, если товар не подошел по форме, габаритам, фасону, цвету, размеру или по другим причинам не может быть им использован по назначению;

-  обменять товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня покупки, если более длительный срок не объявлен продавцом.

При этом, следует знать, что обмен товара надлежащего качества производится, если он:

- не использовался,

- сохранен его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки,

- имеется расчетный документ, выданный потребителю вместе с проданным товаром.

Обратите так же внимание, что если на момент обмена аналогичного товара нет в продаже, потребитель имеет право:

- или приобрести любые другие товары из имеющегося ассортимента с соответствующим перерасчетом стоимости,

- или расторгнуть договор и получить назад деньги в размере стоимости возвращенного товара,

- или осуществить обмен товара на аналогичный при первом же поступлении соответствующего товара в продажу (продавец обязан в день поступления товара в продажу уведомить об этом потребителя, требующего обмена товара).

Если происходит расторжение договора купли-продажи, расчеты с потребителем производятся, исходя из стоимости товара на время его покупки. Деньги, уплаченные за товар, возвращаются потребителю в день расторжения договора, а в случае невозможности возвратить деньги в день расторжения договора – в другой срок по договоренности сторон, но не позднее чем в течение семи дней.

Следует помнить, что законом предусмотрено право Правительства Донецкой Народной Республики утверждать Перечень товаров, не подлежащих обмену (возврату) на основаниях, указанных в статье 9. На данный момент такой перечень можно найти в Постановлении Правительства ДНР от 31 мая 2016 г. № 7-22 «О реализации отдельных положений Закона Донецкой Народной Республики «О защите прав потребителей» (в редакции от 30.10.2020)

 

Консультация подготовлена коллективом юридической клиники ДЮА «Центр юридической практики»

Право на обращение

Право на обращение (общие позиции)


ПРАВО НА ОБРАЩЕНИЕ (общие позиции)

Живя в социуме, человек просто не может не взаимодействовать с государством и другими людьми. Каждый день мы вступаем в десятки правоотношений, порой даже не задумываясь об этом. Хотя поездка в общественном транспорте, покупка товара в магазине, наше нахождение на работе или в стенах учебного заведения, всё это и многое другое регламентировано законодательно. Мы имеем свои права и что не мало значимо, обязанности. И существующие государственные органы призваны помочь человеку в соблюдении его прав. В Донецкой Народной Республике существуют различные ведомства, созданные для конкретных целей и имеющие обязанности предоставить нам, как гражданам республики, возможность осуществлять различные права и решать определённые задачи.

Так, в статье 26, конституции Донецкой Народной Республики, закреплено, что: «Граждане Донецкой Народной Республики имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.» Порядок обращения в органы местного самоуправления, государственные органы, средства массовой информации, в учреждения и организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам, регламентировано законом: № 13-IHC от 20.02.2015, в действующей редакции по состоянию на 12.09.2020 «Об обращениях граждан». А вот порядок обращения в суды по гражданским, уголовным делам регламентированы уголовно–процессуальным, гражданско-процессуальным законодательством, а также существует ряд других обращений, в отношении которых законодательными актами Донецкой Народной Республики предусмотрен иной порядок рассмотрения.

 Что-же собой представляет понятие «обращения»? В вышеупомянутом законе, в статье 3 существует конкретное толкование: «обращение гражданина – направленное в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме предложение (замечание), заявление (ходатайство) или жалоба, а также устное обращение гражданина к руководителям и другим должностным лицам соответствующих органов»

Какие же существуют виды обращений?

 

1) предложение (замечание) – обращение индивида с рекомендацией по совершенствованию законов и иных НПА, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц.

2)заявление (ходатайство) – обращение человека с просьбой о содействии в реализации его конституционных прав и свобод, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц.

         3) жалоба — обращение индивида с требованием о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов

4) индивидуальное обращение – обращение одного человека;

5) коллективное обращение – обращение двух и более индивидов по одному и тому же вопросу (нескольким вопросам);

6) повторное обращение – обращение, поступившее в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления, к одному и тому же должностному лицу от одного и того же гражданина по одному и тому же вопросу два и более раза.

Таким образом, пользуясь правом на обращение, гражданин может внести своё предложение на рассмотрение конкретному государственному органу. Пожаловаться на различные жилищные проблемы или заявить о неправомерных действиях того или иного должностного и не должностного лица, государственных органов или органов местного самоуправления.

Но как же обратиться за помощью в государственный орган или орган местного самоуправления? На самом деле, для каждого обращения существует свой макет документа. Если же такового нет, то следует учесть, что на основании пункта 2, статьи № 10:

 

Письменные обращения граждан должны содержать:

1) наименование и (или) адрес государственного органа, органа местного самоуправления либо должность лица, которому направляется обращение;

2) фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;

3) изложение сути обращения;

4) дату и личную подпись гражданина (граждан).

Подготовила: консультант юридической клиники «Центр юридической практики» студенты 2-го курса факультета государственного и международного права Дементьева Валерия Евгеньевна

Право на обращение (формы, права, сроки)


Право на обращение (формы, права, сроки)

В предыдущей статье мы рассмотрели с вами понятие обращения, его виды и основные требования к его содержанию. Сегодня же мы более подробно поговорим о порядке подачи заявления. Какие существуют требования? Временные ограничения? И что делать, если ваше заявление отказываются принимать либо же попросту игнорируют.

 

Формы подачи заявления и требования к оформлению

 

Руководствоваться мы будет законом Донецкой Народной Республики  № 13-IHC «Об обращении граждан» . Первым делом, когда вы столкнулись с необходимостью обращения в конкретный государственный орган, следует определиться с формой его подачи. Законодательно, в статье 8, вышеупомянутого закона изложены 3 основных варианта обращения. Вы можете, как прийти на приём лично и изложить в ходе беседы суть проблемы/вопроса. Подготовить письменное обращение и передать его лично или через законного представителя. Либо же направить запрос в форме электронного документа через информационно-коммуникационную сеть «Интернет».

И так, допустим, вы решили оформить ваше обращение в электронном варианте. Следует учитывать, что  на основании статьи 10 статьи, закона «Об обращении граждан» принимаются обращения исключительно на государственном языке. Таковым в Донецкой Народной Республике является исключительно русский язык. Берём во внимание, что вы уже знаете из первой нашей публикации, что именно должно содержаться в обращении. Однако, существуют и дополнительные требования к оформлению материала. Подробно этот вопрос расписан в статье 10  закона ДНР № 13-IHC «Об обращениях граждан» Так, на основании пункта 4, . Текст обращения должен поддаваться прочтению. Рукописные обращения должны быть написаны четким, разборчивым почерком. Не допускается употребление в обращениях нецензурных либо оскорбительных слов или выражений.

 

Права гражданина при обращении

 

На основании статьи 12 закона ДНР № 13-IHC «Об обращениях граждан», при подаче обращения, вы имеете право пользоваться следующими правами:

 

1) присутствовать при рассмотрении заявления (ходатайства) или жалобы, если это не противоречит требованиям действующего законодательства Донецкой Народной Республики;

2) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;

3) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц, и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну;

4) пользоваться услугами адвоката или представителя трудового коллектива, организации, осуществляющей правозащитную функцию, оформив это полномочие в установленном законом порядке;

5) высказывать устно или письменно требование о соблюдении тайны рассмотрения заявления (ходатайства) или жалобы;

6) отозвать свое обращение до рассмотрения его по существу путем подачи заявления о прекращении рассмотрения обращения;

7) получать письменные ответы по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 18 настоящего Закона, уведомление о переадресации письменного обращения в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, к компетенции которых относится решение поставленных в обращении вопросов;

8) обжаловать принятое по обращению решение или действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики;

9) требовать возмещения убытков, если они стали результатом нарушений установленного порядка рассмотрения обращений.

 

Сроки подачи и рассмотрения дела

 

Согласно статье 9,  закона ДНР № 13-IHC «Об обращениях граждан»,  . Подача гражданами предложений (замечаний) и заявлений (ходатайств) сроком не ограничивается. Иначе дела обстоят с жалобами. Вы имеете право обжаловать решение государственных органов, не позднее, чем через месяц после ознакомления с ним. В противном случае, вам откажут в обжаловании решения. Однако, если имеется уважительная причина (тяжёлая болезнь, рабочая командировка и т.д.) Пропущенный срок может быть восстановлен государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, рассматривающим жалобу. Для этого, необходимо предоставить документ, подтверждающий наличие помешавших обстоятельств.

В свою очередь, согласно статье 15, вышеупомянутого закона. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, рассматривается в течение тридцати календарных дней со дня регистрации письменного обращения, а те, которые не требуют дополнительного изучения, – безотлагательно, но не позднее пятнадцати календарных дней со дня их получения.

 

Что делать, если ваше обращение отклонили и игнорируют

 

В случае, если в вашем обращении не соблюдены какие-либо требования, вам, на основании статьи 10, пункта 3,  закона ДНР № 13-IHC «Об обращениях граждан».  Возвращают документ, с соответствующими разъяснениями не позднее чем через десять дней со дня его поступления. Разобравшись с сутью отказа, вы можете исправить допущенные ошибки и требовать повторного рассмотрения.

Однако, бывают случаи, когда должностное лицо отказывается принимать ваше заявление без видимых на то причин и не даёт не каких объяснений по этому поводу. В таких ситуациях, нарушаются ваши непосредственные конституционные права. Специалисты в области права, рекомендуют отправлять обращения по почте ценным или заказным письмом с уведомлением. После этого, если ваше обращение останется без внимания, можно будет обращаться в прокуратуру или в суд. Квиток уведомления о получении письма и почтовая квитанция будут достаточными доказательствами, подтверждающими ваше обращение с заявлением, жалобой или претензией.

 

Подготовила: консультант юридической клиники «Центр юридической практики» студенты 2-го курса факультета государственного и международного права Дементьева Валерия Евгеньевна

Разъяснение Пленума Верховного Суда судам Донецкой Народной Республики О внесении изменений в постановление № 5 Пленума Верховного Суда Донецкой Народной Республики от 29 апреля 2016 года «О судебном приговоре»

Пленум верховного суда ДНР внёс поправки в постановление №5 пленума верховного суда ДНР от 29 апреля 2016 года «О судебном приговоре». Текст постановления был следующим:

 

«Пленум Верховного Суда Донецкой Народной Республики, в целях обеспечения правильного и единообразного разрешения вопросов применения судами Донецкой Народной Республики отдельных норм, регламентирующих прекращение уголовного дела в связи с окончанием сроков давности постановляет внести изменения в постановление № 5 Пленума Верховного Суда Донецкой Народной Республики от 29 апреля 2016 года «О судебном приговоре» и  пункт 21 следующего содержания: 

«Если суд во время судебного рассмотрения дела установит основания для прекращения производства по уголовному делу ввиду истечения сроков давности либо вследствие акта амнистии, устраняющего применение наказания за совершённые деяния, суд, при признании подсудимым своей вины в совершённом преступлении и его согласии на прекращение дела, выносит постановление о прекращении производства по уголовному делу и освобождении лица от уголовной ответственности. Если подсудимый возражает против прекращения уголовного дела в связи с истечением сроков давности либо в связи с актом амнистии, суд обязан исследовать доказательства по делу в полном объёме, и в случае если будет установлена виновность подсудимого, – постановить обвинительный приговор с освобождением осуждённого от назначенного наказания.

В резолютивной части приговора признав подсудимого виновным в совершении преступления и назначив наказание по соответствующей статье уголовного закона, суд указывает об освобождении осуждённого от наказания. Этот порядок не распространяется на уголовные дела, возбуждённые вопреки акту амнистии, освобождающему обвиняемого от уголовной ответственности.

В том случае, если подсудимый согласен на прекращение производства по делу по основаниям применения амнистии, дело подлежит прекращению как при предварительном рассмотрении, так и на стадии судебного рассмотрения дела. 

В случае, когда при постановлении приговора суд, назначив наказание, в соответствии с частью 6 статьи 15 УК ДНР изменил категорию преступления на менее тяжкую, то при наличии оснований, предусмотренных статьями 75, 76, 77, 78 УК ДНР, он освобождает осуждённого от отбывания назначенного наказания. 

При установлении в судебном заседании обстоятельств, влекущих освобождение лица от уголовной ответственности, в случаях, предусмотренных примечаниями к соответствующим статьям Особенной части Уголовного кодекса ДНР (например: статья 343 УК ДНР – получение взятки; статья 256 УК ДНР – незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств), дело прекращается на основании примечания к той или иной статье уголовного закона.

При отсутствии доказательств виновности подсудимого суд постановляет оправдательный приговор.»

 

Подготовил студент-практикант юридической клиники Адамсон Р.А.