-
Положение об организации инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Донбасский государственный университет юстиции»
-
Положение о порядке проведения и объеме учебных занятий по дисциплинам (модулям) по физической культуре и спорту, элективным дисциплинам (модулям) по физической культуре и спорту в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Донбасский государственный университет юстиции»
Специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам
В федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Донбасский государственный университет юстиции» (далее – Университет, ДГУЮ Минюста России) созданы условия для успешной учебы и всестороннего развития различных групп молодежи.
Инклюзивное обучение в ДГУЮ Минюста России организовывается в соответствии с «Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса» (утв. Министерством образования и науки РФ от 08.04.2014 №АК-44/05вн).
В Университете создана группа специалистов, которые отвечают за создание условий для получения образования данной категории обучающихся, а также могут оказать таким студентам необходимую помощь.
В ДГУЮ Минюста России создан и функционирует Центр психологической поддержки, одним из направлений деятельности которого является помощь студентам, имеющих физические ограниченные возможности здоровья и инвалидам. Такая помощь включает в себя:
– оказание индивидуальных психологических консультаций по запросу;
– проведение психологического тестирования, с целью определения уровня сформированности социальных навыков у студентов, и оценки, какие именно социальные навыки являются для него наиболее простыми, а какие наиболее сложными;
– проведение социально-психологических тренингов «Познай себя», с целью осознания своих индивидуальных психологических особенностей и повышения самооценки;
– проведение адаптационных психологических тренингов «Знакомство», с целью более близкого знакомства с членами коллектива и снятия барьеров в общении;
– проведение социально-психологических тренингов «Создание команды», с целью сплочения студенческого коллектива;
– проведение психологического тренинга на развитие стрессоустойчивости;
– проведение тренинга на развитие коммуникативных способностей, с целью обучения эффективным способам общения: эмпатии, вниманию и ассертивному поведению;
– проведение психологического тренинга «Здоровый образ жизни».
В Университете создаются специальные условия, обеспечивающие доступность образовательного процесса и зданий для ЛОВЗ:
– имеются оборудованные учебные аудитории для лекционных и семинарских занятий, организации самостоятельной работы обучающихся (аудитории оснащены портативным устройством для чтения/увеличения «Pearl» подключаемое к ПК с ПО OpenBook 9.0, аудиоклассом АВКТ-Д-01 (регистрационное удостоверение № ФСР 2012/13453 и др. оборудованием);
– доступны входные и выходные пути в корпусах;
– выделены места индивидуальной парковки транспорта ЛОВЗ на территории стоянок учебных корпусов;
– в зданиях входы оснащены звонками вызова ассистентов и свободным доступом к дежурному вахтеру;
– для подъема по лестницам и перемещения по этажам имеется мобильные лестничные подъемники (подъемник лестничный «ПУМА-УНИ-130» ступенькоход универсальный электрический мобильный);
– учебные занятия планируются в аудиториях первого этажа, что максимально облегчает перемещение данных обучающихся;
– самостоятельная работа и пользование библиотечным фондом Университета максимально адаптированы с учетом расположения помещений на первом этаже.
Особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
Университет обеспечивают проведение вступительных испытаний для поступающих из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов (далее вместе – поступающие с ограниченными возможностями здоровья) с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее – индивидуальные особенности).
Допускается привлечение поступающим во время сдачи вступительного испытания лица, оказывающего поступающему с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом его индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с лицами, проводящими вступительное испытание).
Поступающий в заявлении о приеме указывает необходимость участия лица, оказывающего поступающему с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом его индивидуальных особенностей.
Лицо, оказывающее поступающему с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом его индивидуальных особенностей, должно предоставить документ, удостоверяющий личность.
Продолжительность вступительного испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья увеличивается по решению приемной комиссии Университета, но не более чем на 1,5 часа.
Поступающим с ограниченными возможностями здоровья предоставляется в доступной для них форме информация о порядке проведения вступительных испытаний.
Поступающие с ограниченными возможностями здоровья вправе в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться техническими средствами, необходимыми им в связи с их индивидуальными особенностями.
Очные вступительные испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья проводятся в отдельной аудитории.
Число поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории не должно превышать:
– при сдаче вступительного испытания в письменной форме – 12 человек;
– при сдаче вступительного испытания в устной форме – 6 человек.
Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания большего числа поступающих с ограниченными возможностями здоровья, а также проведение вступительных испытаний для поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с иными поступающими, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания.
Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания ассистента из числа работников организации или привлеченных лиц, оказывающего поступающим с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с лицами, проводящими вступительное испытание).
При проведении вступительных испытаний обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей, поступающих с ограниченными возможностями здоровья:
-
для слабовидящих:
– обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (при очном проведении вступительных испытаний);
– поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство (при очном проведении вступительных испытаний), возможно также использование собственных увеличивающих устройств;
– задания для выполнения, а также инструкция по порядку проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом;
-
для глухих и слабослышащих:
– обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования (при очном проведении вступительных испытаний);
-
для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих вступительные испытания, проводимые в устной форме, проводятся в письменной форме;
-
для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей:
– вступительные испытания, проводимые в письменной форме, проводятся в устной форме.
Указанные условия, предоставляются поступающим на основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания для поступающего специальных условий при проведении вступительных испытаний в связи с его инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья, и документа, подтверждающего инвалидность или ограниченные возможности здоровья, требующие создания указанных условий.
Особенности организации образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В целях доступности получения высшего образования по образовательным программам ЛОВЗ Университетом обеспечивается:
Для ЛОВЗ по зрению:
– наличие альтернативной версии официального сайта Университета в сети «Интернет» для слабовидящих;
– размещение в доступных местах для обучающихся, являющихся слабовидящими, крупным рельефно-контрастным шрифтом справочной информации о расписании учебных занятий;
– присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;
– обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации;
– на входах в корпуса размещены таблички с текстом, исполненном шрифтом брайля, с информацией о поэтажном назначение помещений.
Для ЛОВЗ по слуху:
– присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;
– обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации.
Для ЛОВЗ, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:
– беспрепятственный доступ и пребывание ЛОВЗ в учебных помещениях;
– присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;
– имеются мобильные кресло-подъемники, для подъёма по лестницам и перемещения по этажам.
Обучение ЛОВЗ в Университете организовано совместно с другими обучающимися в общих учебных группах. По личному заявлению обучающегося учебный процесс может быть организован по индивидуальному учебному плану в соответствии с установленным порядком.
Техническое обеспечение учебного процесса в аудиториях включает мультимедийные средства, оргтехнику, слайд-проекторы с экранами, технику специального назначения.
ДГУЮ Минюста России обеспечивает (при необходимости) разработку адаптированных образовательных программ (индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков обучения) ЛОВЗ.
Разработка адаптированных образовательных программ и учебно-методического обеспечения для ЛОВЗ возложена на учебно-методическое управление, а также на соответствующие кафедры Университета.
К разработке адаптированной образовательной программы относятся:
– введение специализированных адаптационных дисциплин (модулей), которое предназначено для индивидуализированной коррекции нарушений учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации в процессе освоения образовательной программы. Специализированные адаптационные дисциплины (модули) включаются в часть, формируемую участниками образовательных отношений образовательной программы с целью освоения специальной информационно-компенсаторной техники приема-передачи учебной информации, коррекции коммуникативных умений в соответствии с индивидуальными потребностями обучающихся ЛОВЗ.
– выбор методов обучения, который определяется содержанием обучения; уровнем профессиональной подготовки педагогических работников, методического и материально-технического обеспечения; особенностями восприятия учебной информации ЛОВЗ и др.
Университет обеспечивает проведение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации с учетом особенностей нозологий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации.
– обеспечение ЛОВЗ специализированными образовательными ресурсами производится с учетом возможности предоставления учебного материала в различных формах;
– особые процедуры прохождения практик, освоения дисциплины «Физическая культура и спорт», «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту», проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации;
– обеспечение выбора мест прохождения практик для ЛОВЗ с учетом требований доступности для данных обучающихся.
ЛОВЗ на основании личного заявления могут отказаться от адаптированной образовательной программы.
По согласованию с преподавателем индивидуальные консультации могут проводиться с использованием информационных дистанционных технологий.
Срок получения высшего образования при обучении по индивидуальному учебному плану для ЛОВЗ может быть при необходимости увеличен, но не более чем на год (для магистрантов – на полгода).
Все электронные образовательные ресурсы имеются на кафедрах, в библиотеке и находятся в свободном доступе.
Электронная библиотека позволяет получить доступ к учебной и научной литературе.
Лекционные и иные помещения Университета оборудованы системой Wi-Fi в целях обеспечения доступа к информационным системам и сети Интернет ЛОВЗ.
Актовый зал Университета оснащен звукоусиливающей аппаратурой, мультимедийным проектором, экраном и переносной точкой звукоусиления для слабослышащих обучающихся.
Университет содействует трудоустройству выпускников – лиц с ограниченными возможностями здоровья в форме проведения следующих мероприятий: мастер-классов; презентаций и встреч работодателей с ЛОВЗ старших курсов, индивидуальных консультаций студентов и выпускников по вопросам трудоустройства, создается банк вакансий для ЛОВЗ.
Комплексное сопровождение образовательного процесса и здоровьесбережение
В Университете обеспечивается комплексное сопровождение образовательного процесса ЛОВЗ в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии. Сопровождение привязано к структуре образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами.
В ДГУЮ Минюста России отделом кадров и управлением молодежной политики и воспитательной деятельности, совместно с дирекциями институтов ведется специализированный учет студентов – лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебы ЛОВЗ в соответствие с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного обучения:
– контроль за посещаемостью учебных занятий;
– помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания;
– организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих студентов;
– контроль аттестаций, сдачи зачетов, экзаменов;
– ликвидации академических задолженностей;
– коррекцию взаимодействия преподаватель-студент в учебном процессе;
– консультирование преподавателей и сотрудников по психофизическим особенностям студентов с ограниченными возможностями здоровья, коррекцию ситуаций затруднений;
– инструктажи и семинары для преподавателей, методистов и т.д.
Организационно-педагогическое сопровождение обеспечивают преподаватели, руководители институтов, учебно-методическое управление, управление молодежной политики и воспитательной деятельности.
Психолого-педагогическое сопровождение направлено на изучение, развитие и коррекцию личности ЛОВЗ, его профессиональное становление с помощью психодиагностических процедур, психопрофилактики и коррекции личностных искажений. Психолого-педагогическое сопровождение обеспечивает Центр психологической поддержки.
Университет обеспечивает особый порядок освоения учебной дисциплины «Физическая культура и спорт» и «Элективных дисциплин по физической культуре и спорту» на основании принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры. Учебные занятия проводятся специалистами, имеющими соответствующую подготовку, в специально оборудованных спортивных и тренажерных залах или на открытом воздухе.
Спортивное оборудование отвечает требованиям доступности, надежности, прочности, удобства для создания безбарьерной среды в спортивных залах.
Социальное сопровождение направлено на социальную поддержку ЛОВЗ при инклюзивном обучении, включая содействие в решении бытовых проблем, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения. Социальное сопровождение обеспечивают служба главного бухгалтера, отдел воспитательной работы, институты.
ЛОВЗ могут получить бесплатную юридическую консультацию у специалистов юридической клиники ДГУЮ Минюста России, с целью определения своей социально-правовой ориентации.
Университет обеспечивает создание толерантной профессиональной и социокультурной среды, необходимой для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности членов коллектива к общению и сотрудничеству, к способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия.
В Университете (при необходимости) организована система довузовской подготовки абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием дистанционных технологий.
ДГУЮ Минюста России проводит профориентационную работу с абитуриентами – лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Основными формами профориентационной работы являются профориентационное тестирование, дни открытых дверей, консультации для ЛОВЗ и родителей по вопросам приема и обучения, участие в олимпиадах школьников, рекламно-информационные материалы для ЛОВЗ, взаимодействие со специальными (коррекционными) образовательными организациями.
В Университете, в плановом порядке, проводится работа по приобретению специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ.